Овладение методом проектов обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования: начальной, основной, полной.
Система работы на начальной ступени образования.
1. При организации проектной деятельности необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.
Выделяют три специальных этапа, каждый из которых имеет своё особое содержание и формы реализации, а также позиции участников совместной деятельности: на первом —пропедевтическом этапе (1 класс) происходит погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность; на втором этапе организуются коллективные исследования с элементами проектной деятельности (2 класс) с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений; на третьем этапе происходит расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3 — 4 класс) и способами организации индивидуального и коллективного исследования.
2. Учитываются не только возрастные и психологические особенности современного младшего школьника, но и необходимость развития нового типа взаимодействия между педагогом и учащимся, основанного на положениях концепции педагогики совместной деятельности и концепции построения открытого совместного действия педагога и ребёнка. Позиция педагога меняется от руководителя к организатору и участнику совместной проектно-исследовательской деятельности, а позиция ребёнка - от исполнителя (заданий, требований) к равноправному и влиятельному участнику совместной деятельности.
Позиция педагога и ученика в проектно-исследовательской деятельности.
3. Чётко планируется работа по организации проектной деятельности в рабочей программе педагога. Примерная тематика проектных заданий разрабатывается на каждый год обучения. Она достаточно широка, постоянно обогащается с учётом интересов и возможностей, как обучающихся, так и педагога.
4. В помощь педагогу и обучающимся разрабатывается различный материал для работы над проектом: методические рекомендации педагогу, методические рекомендации ученику, памятки для учащихся, критерии презентации, критерии буклета, шаблоны презентаций.
5. Самое главное в проекте поэтапная деятельность: определение темы, выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов
6. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу:
- Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
- Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
- Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение.
- Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся - интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
- Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием - мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.
- Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
7. При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.