Мотивационный урок. Каким он должен быть?
|
|
солнце | Дата: Пятница, 29.01.2016, 22:51 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| Современные позиции,заложенные во ФГОСах начальной школы, определяют создание условий для личностного развития учащихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Возникает необходимость формирования эффективной мотивационной среды, направленной на развитие успешной личности ученика.
Как же создать эффективную мотивационную среду?
|
|
| |
olgamomot1965 | Дата: Воскресенье, 31.01.2016, 18:03 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Создание мотивационной среды на уроке сейчас очень актуальная тема. Очень хорошо, что Вы, Наталья Евгеньевна , реши поставить эту проблему на обсуждение. Очень хочется, чтобы коллеги поделились своим опытом, как они создают такую среду.
Добавлено (30.01.2016, 12:53) --------------------------------------------- Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых«контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени». Я черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними нахожу уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
Добавлено (31.01.2016, 18:03) --------------------------------------------- Наталья Евгеньевна, как Вы строите работу с учащихся у которых понижена познавательная мотивация?
|
|
| |
nt777 | Дата: Воскресенье, 31.01.2016, 18:46 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Самый важный и обязательный этап создания "мотивационной среды" - организовать процесс так, чтобы каждый ребенок выполнял по-настоящему важную работу и чувствовал свою лепту. Когда учащийся видит, что его усилия влияют на окончательный результат, мотивация появляется сама по себе. И наоборот - если работа ребенка ни на что не влияет, выполняет он ее с меньшим воодушевлением. Вспомним притчу о двух строителях. Один из них считал, что вся его работа сводится к укладке кирпича. Другой же знал, что его миссия заключается в строительстве величественной церкви. Одинаковая работа - разное восприятие.
|
|
| |
солнце | Дата: Воскресенье, 31.01.2016, 19:30 | Сообщение # 4 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| А какие методы и приёмы Вы используете для создания мотивационной среды?
|
|
| |
nt777 | Дата: Воскресенье, 31.01.2016, 21:24 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Техника «Проблемные вопросы». Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые я применяю в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если...? Приведите пример... В чем сильные и слабые стороны...? На что похоже...? Что мы уже знаем о...? Каким образом... можно использовать для...? Чем похожи... и...? Каким образом... влияет на...? Какой... является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем...» Например: «В следующую субботу мы пойдем в поход. И вдруг кто-то потеряется. Как он может сориентироваться на местности без компаса?» При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении, что наносит реальный вред и мотивации, и развитию мышления. У каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте – дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать» Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации: + - ? Я это знал (-а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, Я хочу об этом что я знал (-а) узнать побольшеДобавлено (31.01.2016, 21:24) --------------------------------------------- Еще одна техника, используемая в моей работе "Организация коллективной деятельности." Значительную роль в становлении мотивации учения на уроке играют различные формы коллективной деятельности учащихся. Я использую групповую форму обучения, которая втягивает в активную работу даже «глухих», пассивных учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя. Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.
|
|
| |
солнце | Дата: Понедельник, 01.02.2016, 09:45 | Сообщение # 6 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| Как Вы строите работу с учащихся у которых понижена познавательная мотивация? Вопрос актуальный и важный. Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения:
- диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции);
- проблемные ситуации, споры, дискуссии;
- метод проектов или его элементы;
- элементы программированного обучения;
- познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
- активные методы обучения (АМО – «Поздоровайся локтями» - начало урока, «Инфо угадай-ка» - изложение нового материала);
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;
- увеличение кооперированно-груповых и особенно коллективных форм обучения;
- совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности);
- создание ситуации успеха на уроке;
- рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения;
- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- поощрение учащихся;
- вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.
Важно прокомментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними. Например, такой прием выставления оценок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован в как можно большем получении в течение урока звездочек, фишек или каких-либо других символов, выдаваемых учителем, которые в итоге урока превратятся в оценку.
|
|
| |
olgamomot1965 | Дата: Понедельник, 01.02.2016, 17:31 | Сообщение # 7 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Когда ребенок работает индивидуально, то оценить его работу можно, но сейчас на современном уроке все чаще используются работа в парах или групповая , как тут отследить работу каждого из членов группы и оценить ?
|
|
| |
солнце | Дата: Понедельник, 01.02.2016, 21:13 | Сообщение # 8 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| Один из вариантов - это листы самооценки. Например: Лист № 1 1. Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только один; В) кто- то работал больше, кто- то меньше других. 2. Дружно ли вы работали? Были ссоры? А) Работали дружно, ссор не было; Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились; В) Очень трудно было договариваться,не всегда получалось. 3. Вам нравится результат работы группы? А) Да, всё получилось хорошо; Б) Нравится, но можно сделать лучше; В) Нет, не нравится.
Примеры листов самооценки можно посмотреть перейдя по ссылке http://qwertyui1973.ucoz.ru/load....1-0-111
|
|
| |
olgamomot1965 | Дата: Вторник, 02.02.2016, 17:14 | Сообщение # 9 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Один из способов мотивации - это создание ситуации успеха. Наталья Евгеньевна, а как Вы создаете такую среду?
|
|
| |
солнце | Дата: Суббота, 06.02.2016, 19:58 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| Приведу небольшой пример. Урок русского языка. Тема «Дополнения» Создание “ситуации успеха”. Дети работают с первым заданием в парах. Ставится практическая задача, опирающаяся на прошлый опыт – определить главные члены предложения. Ученики не испытывают никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение своими результатами. Переходим к ситуации “интеллектуального разрыва”. Детям предлагается задача: определить второстепенные члены предложения, которую они решить уже не могут, так как она ориентирована уже на новый способ действия. В результате возникает положительная эмоция (никто не смог), так как нет переживания неуспеха на фоне успеха другого.
|
|
| |
irinka260564 | Дата: Суббота, 06.02.2016, 22:21 | Сообщение # 11 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
| Как повысить мотивацию и предметные знания, умения и навыки одновременно?
|
|
| |
vera-emelyanova | Дата: Воскресенье, 07.02.2016, 13:05 | Сообщение # 12 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
| Наталья Евгеньевна, Вы затронули очень актуальный вопрос. Мне хотелось бы узнать, как Вы планируете виды деятельности на уроке и вне него для того, чтобы ученики хотели учиться?
|
|
| |
olgamomot1965 | Дата: Понедельник, 08.02.2016, 16:53 | Сообщение # 13 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Жил мудрец на свете, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное – успешным. Я думаю, это главная задача, которая стоит перед каждым учителем.
|
|
| |
солнце | Дата: Суббота, 13.02.2016, 19:26 | Сообщение # 14 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| Каждый вид деятельности на уроке и во внеурочной деятельности должен быть направлен на успех ребёнка. Необходимо создавать "ситуацию успеха". Не закладывание готовых мотивов и целей в голову учащихся, а постановка их в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Предлагаю просмотреть конспект урока литературного чтения в 4 классе ссылка
|
|
| |
солнце | Дата: Пятница, 18.03.2016, 20:23 | Сообщение # 15 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
| Мотивационный урок. Каким он должен быть?
|
|
| |