Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 07:01

Сайт учителя начальных классов Михайловой Натальи Евгеньевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: солнце  
Форум » Вопросы и ответы » Мотивационный урок. Каким он должен быть? » Мотивационный урок. Каким он должен быть?
Мотивационный урок. Каким он должен быть?
солнцеДата: Пятница, 29.01.2016, 22:51 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Современные позиции,заложенные во ФГОСах  начальной школы, определяют  создание условий для личностного развития учащихся.
Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД.
Развитие    мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной    деятельности.
Возникает необходимость формирования  эффективной мотивационной среды, направленной на развитие успешной личности ученика.

Как же создать эффективную мотивационную среду?
 
olgamomot1965Дата: Воскресенье, 31.01.2016, 18:03 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Создание мотивационной среды на уроке сейчас очень актуальная тема. Очень хорошо, что Вы, Наталья Евгеньевна , реши поставить эту проблему на обсуждение. Очень хочется, чтобы коллеги поделились своим опытом, как они создают такую среду.

Добавлено (30.01.2016, 12:53)
---------------------------------------------
Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых«контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися.  В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Например, «Линия времени». Я черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними нахожу уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Добавлено
(31.01.2016, 18:03)
---------------------------------------------
Наталья Евгеньевна, как Вы строите работу с учащихся у которых понижена познавательная мотивация?
 
nt777Дата: Воскресенье, 31.01.2016, 18:46 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Самый важный и обязательный этап создания "мотивационной среды" - организовать процесс так, чтобы каждый ребенок выполнял по-настоящему важную работу и чувствовал свою лепту. Когда учащийся видит, что его усилия влияют на окончательный результат, мотивация появляется сама по себе. И наоборот - если работа ребенка ни на что не влияет, выполняет он ее  с меньшим воодушевлением. Вспомним притчу о двух строителях. Один из них считал, что вся его работа сводится к укладке кирпича. Другой же знал, что его миссия заключается в строительстве величественной церкви. Одинаковая работа - разное восприятие.
 
солнцеДата: Воскресенье, 31.01.2016, 19:30 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
А какие методы и приёмы Вы используете для создания мотивационной среды?
 
nt777Дата: Воскресенье, 31.01.2016, 21:24 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Техника «Проблемные вопросы».
Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые я применяю в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если...? Приведите пример... В чем сильные и слабые стороны...? На что похоже...? Что мы уже знаем о...? Каким образом... можно использовать для...? Чем похожи... и...? Каким образом... влияет на...? Какой... является лучшим и почему?
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. Практический вопрос хорошо начать словами «Как мы можем...» Например: «В следующую субботу мы пойдем в поход. И вдруг кто-то потеряется. Как он может сориентироваться на местности без компаса?»
При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении, что наносит реальный вред и мотивации, и развитию мышления. У каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте – дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.
Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать  таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

                                        +                                                        -                                                     ?
Я это знал (-а)         Это для меня абсолютно новое            Это противоречит тому,                 Я хочу об этом 
                                                                                           что я знал (-а)
                                    узнать  побольше

Добавлено (31.01.2016, 21:24)
---------------------------------------------
Еще одна техника, используемая в моей работе "Организация коллективной деятельности."
Значительную роль в становлении мотивации учения на уроке играют различные формы коллективной деятельности учащихся. Я использую групповую форму обучения, которая втягивает в активную работу даже «глухих», пассивных учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя.
Когда ученик, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ребятами, наблюдает, какой большой интерес вызывает деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к становлению мотивации учения.

 
солнцеДата: Понедельник, 01.02.2016, 09:45 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Как Вы строите работу с учащихся у которых понижена познавательная мотивация?
Вопрос актуальный и важный.
Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения:
  • диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции);
  • проблемные ситуации, споры, дискуссии;
  • метод проектов или его элементы;
  • элементы программированного обучения;
  • познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • наглядный, демонстрационный, аудио- и видеоматериал;
  • активные методы обучения (АМО – «Поздоровайся локтями» - начало урока, «Инфо угадай-ка» - изложение нового материала);
  • сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;
  • увеличение кооперированно-груповых и особенно коллективных форм обучения;
  • совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности);
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения;
  • анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • поощрение учащихся;
  • вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

    Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.

    Важно прокомментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними. Например, такой прием выставления оценок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован в как можно большем получении в течение урока звездочек, фишек или каких-либо других символов, выдаваемых учителем, которые в итоге урока превратятся в оценку.
 
olgamomot1965Дата: Понедельник, 01.02.2016, 17:31 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Когда ребенок работает индивидуально, то оценить его работу можно, но сейчас на современном уроке все чаще используются работа в парах или групповая , как тут отследить работу каждого из членов группы и оценить ?
 
солнцеДата: Понедельник, 01.02.2016, 21:13 | Сообщение # 8
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Один из вариантов -  это листы самооценки.
Например:
Лист № 1
1.     Все ли члены группы принимали   участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
2.     Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться,не всегда получалось.
3.     Вам нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.

Примеры листов самооценки можно посмотреть перейдя по ссылке http://qwertyui1973.ucoz.ru/load....1-0-111
 
olgamomot1965Дата: Вторник, 02.02.2016, 17:14 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Один из способов мотивации - это создание ситуации успеха. Наталья Евгеньевна, а как Вы создаете такую среду?
 
солнцеДата: Суббота, 06.02.2016, 19:58 | Сообщение # 10
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Приведу небольшой пример. Урок русского языка.
Тема «Дополнения»
Создание “ситуации успеха”.
Дети работают с первым заданием в парах.
Ставится практическая задача, опирающаяся на прошлый опыт – определить  главные члены предложения.
Ученики не испытывают никаких затруднений.
В результате достигается эмоциональное  удовлетворение своими результатами.
Переходим к ситуации “интеллектуального разрыва”.
Детям предлагается задача: определить второстепенные члены предложения,  которую они решить уже не могут, так как она
ориентирована уже на новый способ действия.
В результате возникает положительная эмоция (никто не смог),  так как нет переживания неуспеха на фоне успеха другого.
 
irinka260564Дата: Суббота, 06.02.2016, 22:21 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Как повысить мотивацию и предметные знания, умения и навыки одновременно?
 
vera-emelyanovaДата: Воскресенье, 07.02.2016, 13:05 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Наталья Евгеньевна, Вы затронули очень актуальный вопрос. Мне хотелось бы узнать, как Вы планируете виды деятельности на уроке и вне него для того, чтобы ученики хотели учиться?
 
olgamomot1965Дата: Понедельник, 08.02.2016, 16:53 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Жил мудрец на свете,  который знал всё .  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.                         Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя  любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.  Я думаю, это главная задача, которая стоит перед каждым учителем.
 
солнцеДата: Суббота, 13.02.2016, 19:26 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Каждый вид деятельности на уроке и во внеурочной деятельности  должен быть направлен на успех ребёнка. Необходимо создавать "ситуацию успеха".  Не закладывание  готовых мотивов  и целей в голову учащихся, а постановка их в такие условия и ситуации развертывания активности,  где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Предлагаю просмотреть конспект урока литературного чтения в 4 классе ссылка
 
солнцеДата: Пятница, 18.03.2016, 20:23 | Сообщение # 15
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 0
Статус: Offline
Мотивационный урок. Каким он должен быть?
 
Форум » Вопросы и ответы » Мотивационный урок. Каким он должен быть? » Мотивационный урок. Каким он должен быть?
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz