Как и для чего использовать драгоценное время осенних каникул? Как совместить, казалось бы, несовместимое: дать ребенку выспаться, отдохнуть, переключиться и в то же время не потерять боевой настрой – ведь через неделю снова в школу? Мнение семейного психотерапевта Инны Хамитовой.
«Важно позаботиться обо всем, но начать нужно с организации отдыха – школьные каникулы, в том числе и осенние, предназначены именно для этого. Чтобы отдохнуть и переключиться, попробуйте сделать то, что всегда хотелось, но руки не доходили. Приглядитесь к ребенку, поговорите с ним и выясните, что бы он поставил на первое место – ведь это же его каникулы! Хорошо если программа отдыха будет разнообразной: в дни каникул освобождается время и можно все успеть – погулять, почитать, позаниматься спортом… А родителям – наконец пообщаться с детьми, которые в обычной жизни бывают полностью загружены уроками.
В дни каникул вообще важен баланс и разумный подход. Нельзя срываться с катушек: спать до полудня, ложиться глубоко за полночь… Но и вставать как в школу, в семь утра, а в девять уже делать уроки тоже не имеет смысла. Обычно за неделю осенних каникул дети не успевают оторваться от привычного режима, но можно помочь им (без фанатизма) прийти к финишу в нормальном состоянии, чтобы им было легче встать в следующий понедельник и отправиться в школу. По тем же причинам не стоит прекращать посещать секции и кружки, а также постепенно делать заданные уроки, не оставляя их на последний день или вечер… Неделя свободы и ничегонеделания может помешать детям вернуться к нагрузкам, и родителям стоит позаботиться о том, чтоб не создать ребенку дополнительный стресс.
Не разрешайте ему утыкаться в телевизор. Просмотр телепередач – совершенно пассивный способ получения удовольствия: ребенку показывают картинку, его развлекают. Он не тренирует при этом ни воображение, ни творческое мышление, ни креативность. Одного-двух (мульт)фильмов в день вполне достаточно. Что касается компьютера, ему тоже не стоит посвящать весь день, несмотря на то что игры, в отличие от телевизионных программ, тренируют тонкую моторику, воображение и креативность. У них другая сложность: играющий ребенок попадает в совсем другой мир, погружается в него с головой, и вынырнуть оттуда ему бывает довольно сложно. Как правило, к экранам прилипают те дети, родители которых не свободны в каникулы. К счастью, в наше время стало проще организовывать отдых и развлекательную программу для ребенка: всегда можно попробовать что-то поискать в интернете, или просто задать вопрос друзьям в Facebook – вы удивитесь, как много нового они вам посоветуют!
Чем ближе конец каникул, тем хуже настроение у ребенка… И дело зачастую не в том, что за неделю он отвык от школы: просто не горит желанием учиться. Конечно, есть школы, где программы построены правильно и у детей все хорошо. Но в целом – вставать рано утром, идти куда-то в темноте… Осень – самое депрессивное время года, вот почему необходимо делать так, чтобы в жизни было больше радостей. В том числе – во время школьных каникул. А после того как они закончатся, не стоит нагружать ребенка всем и сразу. Пусть постепенно и плавно входит в рабочий ритм. Не ждите, что в первые же дни он покажет максимальные результаты».
http://www.psychologies.ru/roditeli/children/provesti-osennie-kanikulyi-s-polzoy/